8½ смертей
Рецензия на спектакль Rimini Protokoll «Наследие. Комнаты без людей»
– Мне 78 лет. Я бы хотел знать, что произойдет с моим телом, когда я умру, – говорит в камеру мужчина. Его волосы едва тронула седина. Он надевает кроссовки и выходит из мечети. Разговор о смерти он прерывает обыденным «Идет дождь» и открывает зонтик. Мужчина идет в ритуальное агентство, чтобы выбрать для себя подходящий гроб, ведь обязательно нужно, чтобы тот был красивым.
Это видео транслируется в крошечной комнате. На полу лежит ковер, на нем – тарелка с рахат-лукумом. Вокруг восточной сладости сидят несколько зрителей. Женщина с полумесяцем на шее, слушая турка, кивает, улыбается и одновременно плачет. Так на Винзаводе в рамках фестиваля «Территория» проходит спектакль «Наследие. Комнаты без людей», который поставили трендсеттеры европейского документального театра – Rimini Protokoll.
  • Московские зрители уже видели другие произведения немецкой театральной группы – семь лет назад на той же «Территории» был «Капитал: Карл Маркс, том 1» (восемь не-актеров рассказывали о своих взаимоотношениях с этим текстом), а два года назад в столице прошел «Remote: Moscow» (аудиопроменад по улицам Москвы). Традиции ставить спектакли, в которых нет актеров, Rimini Protokoll не изменила и в этот раз.
В «Наследие. Комнаты без людей» есть восемь дверей. Над каждой таймер: как только время заканчивается, дверь автоматически открывается и внутрь может зайти еще одна группа зрителей. В коридоре на потолке карта мира, которая постоянно светится – в разных концах земного шара вспыхивают белые точки. Каждый такой огонек означает – умер человек.
О том, как готовились к смерти некоторые из них, можно узнать, зайдя в любую из комнат – зритель сам выбирает маршрут. В комнатах нет ни актеров, ни реальных героев, только голос, который рассказывает, готов ли он к смерти и сколько ему осталось жить. Вот сотрудница банка, которая в молодости мечтала стать актрисой, рассказывает о своей жизни. Вот ученый, который говорит о деменции, и парашютист – рассуждающий о том, что может умереть в любой момент. А вот и смертельно больной мужчина, который записывает видео для своей дочки.

  • Чтобы найти эти истории, создатели «Наследия» поехали в Швейцарию – страну «суицидиального туризма». Там особые отношения со смертью – неизлечимо больные люди, которые хотят умереть достойно, приезжают именно в эту страну, потому что в Швейцарии разрешена эвтаназия.

В отличие от жителей и туристов, приехавших в Швейцарию, где были собраны истории «Наследия», тема смерти для многих жителей нашей страны – сложная и сакральная. Разговоров о ней избегают, а если речь и заходит о последнем пути, то чаще в минорной тональности. Поэтому некоторым зрителям «Наследия» может показаться странным, что авторы не задают спектаклю траурную интонацию, а герои вполне здраво рассуждают на тему собственного конца. Хозяева комнат, которые оставили нам свои вещи, фотографии, документы и аудиозаписи личных историй, говорят о своем будущем уходе как о неотъемлемой части жизни, логической развязке.

Благодаря жизнеутверждающему тону спектакль для некоторых становится своего рода терапией – потеряв близкого человека мы не всегда в одиночку можем пережить утрату. Истории же героев – маленькие повести, напоминают каждому, что после смерти остаются поступки, приятные воспоминания и любовь. «Вспоминайте обо мне с теплотой» – то и дело просят невидимые рассказчики.

За ярким терапевтическим эффектом прячутся недостатки спектакля. Например, в коридоре, где группки зрителей, дожидаются, пока откроется следующая дверь, теряется атмосфера творческого действа. Люди убивают время смартфонами, изредка поглядывая на таймер.
Слова, которые произносят герои, проецируются на экран планшета, стену, пол. Они говорят на английском, немецком и французском языках. У всех монологов – русские субтитры. Из-за необходимости постоянно читать текст, зрителям не удается полностью погрузиться в пространство, где к любому предмету можно было прикасаться. Еще один недостаток – те самые вещи, которые зрителям было разрешено брать в руки: они выглядели так, будто их подобрали наспех. Журнал, лежащий на столе в одной из комнат, был пустым. Фотографии полувековой давности распечатаны в 21 веке, а комната, в которой собрана «вся жизнь» героини ограничена коробками с десятком тотемных африканских фигур. Сам формат спектакля без актеров уже не кажется новаторским. Но критика в адрес «Наследия» смотрится беспомощно: в очередной комнате над историей незнакомого героя тихо плачет еще один человек.
Авторы: Полина Еремина, Сабрина Карабаева
Made on
Tilda